[М] Мировой заговор составляет гороскоп

December 17, 2021 | By van | Filed in: stolen_babies_mar.

Одной из самых смешных тем уходящего года, ув. друзья, стала в глобальной медиасфере тема тревожного роста теорий заговора. Медиасфера, последние пару лет слаженно бомбящая аудитории бесконечным ужасом перед всё новыми буквами греческого алфавита и вопящая о том, что Земля гибнет без ветряков или даже уже погибла, а также жёстко охотящаяся за инакомыслием и без разговоров стирающая отрицателей и троллей, подрывающих официальные её истины — обеспокоена тем, что «молодёжь радикализируется там, где мы не можем её контролировать, и всё чаще верит в идеи тотального контроля с нашей стороны».

Боюсь, медиасфера не в состоянии понять, что современность — такая, какая она есть — в принципе по меркам двадцатого столетия есть состоявшийся конспирологический кошмар. Недавно я встретил у англо-американского мастера политпанка, публициста М. Янноуполоса краткое и внятное объяснение причин, по которым электромобили тоже по сути инструмент усиления зависимости человека от системы:

«Вы даже не можете покинуть ваш штат против их воли. Либо они отключат удаленно ваш двигатель, либо вырубят зарядку, и ваш аккумулятор скоро разрядится. Какой здравомыслящий человек так просто отдаст свою независимость? Сравните с джипом, нагруженным шесть канистрами бензина, на котором можно несколько дней мчать без остановки. Безумие. Если он у вас есть, продайте его. Тёмные времена наступают».

Так вот, публицисту нечего возразить. Электромобиль, безусловно, проигрывает в автономности нокаутом автомобилю обычному — с тем только нюансом, что современный обычный автомобиль на расстоянии, говорят, тоже уже не без успеха отслеживается и глушится.

Однако главное в другом. Среднестатистический современник под десятилетиями контроля изменился и, строго говоря, уже мало нуждается в том, чтобы нагрузить джип бензином и отправиться за ветром куда глаза глядят (а также переводить втайне от всех деньги, накапливать арсеналы, совершать покупки и вообще – «избавиться от слежки государства и корпораций»).

Сам характер такой нужды — исторически связанной с «побегом от прежней жизни» и «обретением нового себя» — лежит в эпохе, когда для того, чтобы обрести новую личность, достаточно было прибыть в другой город своей же страны и назваться Смитом. Эта эпоха давно ушла, отделённая от нас веком бюрократических инноваций (хотя они вступали в силу очень медленно: ещё в детектике 1930-х я читал фразу полицейского инспектора «Хорошо, мы установили, что он живёт под чужим именем, но ведь это же не преступление»). Сегодня избавиться от прежних себя и прежней жизни — с некоторыми усилиями — могут разве что женщины, вышедшие замуж/взявшие девичью и очень сильно перекрасившиеся. Но и это изменение будет строго косметическим, ибо Сбер, Гугл, Ростелеком и Яндекс по-прежнему знают их.

Чтобы «сменить себя» сегодня по-настоящему, нужно быть панком по жизни вроде самого упомянутого Яннопулоса (то есть иметь такой вкус к нонконформизму, чтобы публично выписаться из голубых в гетеросексуалы в обществе, где это примерно как переломить над собой шпагу и отказаться от дворянства).

Современник не имеет, как правило, амбиций такого рода.

Более того: есть основания полагать, что сторонники теорий заговора — это множество, в значительной степени пересекающееся со множеством политических патерналистов (вида «государство должно обеспечить каждому X и нам всем Y»).

Но в этом случае встаёт вопрос: отчего граждане разных стран, не имеющие причин и воли скрываться от ока Большого Брата — так этим оком недовольны?

У меня есть версия. Нашего конспирологического современника раздражает не столько тотальная осведомлённость Системы о его действиях, сколько то, что данная осведомлённость не конвертируется в тотальную же заботу о нём, выраженную в отсутствии сваливающихся на него неприятностей.

Конспиролог в таком случае в первую очередь страдает от некоторого сиротского чувства одиночества — и избавляется от него, находя чувство товарищества уже в самом (общем с соратниками) противопоставлении миру.

В конце концов, существует и позитивная конспирология — в том смысле, что есть Хитрый План Путина (или Хитрый План Маска), избавляющий от того же одинокого сиротства, но другим способом — обретением доброжелательной патерналистской фигуры.

…Тут следует подчеркнуть, что действительное явление веры в заговор — куда шире рамок, навязанных передовым (то есть леволиберальным в американском понимании, экспортированном и в наше медиапространство) мейнстримом.

Конспирологизмом, в сущности, является любая вера в организованную силу, сознательно (и хотя бы отчасти тайно) влияющую на мир и общество.

В этом смысле грань между конспирологией и неконспирологией зачастую определяется только «редакционной политикой» самого мейнстрима. Например, BBC в свежем выпуске радует нас большим расследованием, согласно которому все мы в той или иной форме, быть может, пересекались по жизни с нигерийским мрачным культом «Чёрный Топор». Ибо этот культ со своими тайными ритуалами, столицей в южной Нигерии и своей тайной армией в десятки тысяч человек действует на всех континентах, убивает массу народу ежегодно по всему миру — и, помимо прочего, ответственен за значительную часть писем от родственников свергнутых диктаторов, которые ищут нашей помощи для того, чтобы спрятать и отмыть 5 000 000 долларов.

Так вот, верить в «Чёрный Топор» – очевидно не конспирология.

Но единственное отличие «Чёрного Топора» от странного братства «Богемской рощи», тоже с тайными ритуалами, высокопоставленными членами и многотысячными армиями, действующими на всех континентах и регулярно убивающими тысячи людей — в том, что о «Богемской роще» в Википедии написано в придурковато-доброжелательной интонации (ну подумаешь, президенты США, канцлеры европейских стран и главы корпораций съезжаются побегать с факелами вокруг идола Совы и немного инициируют друг дружку ураническим способом. Просто мальчишеский клуб, дурачатся).

Однако вера в то, что культ «Богемской рощи» есть нечто большее чем гейское дуракаваляние — назначена конспирологией, за такое с приличных американских платформ сносят без разговоров.

Писать о том, что в целях наживы и власти нефтяные корпорации пытаются скрыть или минимизировать в общественном сознании разрушительные экологические последствия своей деятельности — на протяжении последних трёх десятилетий никакая не конспирология: за это давали и, кажется, ещё дают пулитцеровские премии.

Писать же о том, что в целях наживы и власти т.н. зелёные корпорации пытаются максимизировать в общественном сознании разрушительные экологические последствия углеводородного хозяйствования и скрыть, соответственно, разрушительные экономико-социальные последствия «зелёного перехода» – это маргинальность и антипрогрессизм. Думаю, уже в следующем году на самых передовых платформах начнут банить и «климатоотрицателей».

Одни и те же наши передовые сограждане надсадно ржут над официозной версией, согласно которой «украинцы и американцы пропагандируют ЛГБТ-идеи в русских интернетах» – и однакоже верят в способность Русской Пропаганды, неспособной создать в России нормальное СМИ, подрывать интернеты западные. И так далее.

Что хотелось бы отметить.

У всех теорий заговора, как представляется, есть общее слабое место: они склонны переоценивать потенциал организованности и безграничность сил вообще любой структуры — всё равно, тайной или явной.

Силы любой организации всегда ограничены с двух сторон: во-первых, неизбежными ошибками планирования и исполнения, а во-вторых — неизбежной деградацией целей ответственных лиц.

Говоря проще, любая, и в особенности замкнутая, основанная на подчинении и дисциплине структура рано или поздно дойдёт до состояния, в котором руководство подменит цели коллективные целями личными (попил, откат, пиар), а в исполнителях окажутся некомпетентные дятлы.

Даже если вы сидите сто лет в Богемской роще, штат Калифорния, и в перерывах между инициациями новичков управляете миром и создаёте Манхэттенский проект — вы всё равно не в состоянии предотвратить поражение во Вьетнаме, провалы в Сирии и Афганистане, потерю Крыма и подъём Китая (выкормленного вами же), проглядите Путина, не сумеете свалить Эрдогана и даже венесуэльского водилу Мадуро, а в 2020-х годах будете грустно плакать о том, что «теряете Африку, в которой действуют как у себя дома Китай и Россия».

…Всё сказанное говорит нам о том, что конспирология в психологическом смысле есть попытка нагрузить объективно существующие и действующие структуры (государства, спецслужбы, мафии, ложи, дипстейты и международные группы извращенцев) свойствами, по сути, божественными — то есть избавить их от свойственной людям коллективной дури и равнодушия.

По сути человек, ищущий заговора по-настоящему действенного, могучего, глобального (вместо заговоров реальных, хромых и регулярно фейлящих) — ищет в человеческих иерархиях того, что прежде приписывалось небесам или хотя бы демонам, внимательно и с живым интересом вглядывавшимся в каждую человеческую душу.

Учтём, что современник юный — согласно исследованиям, которые я уже цитировал — более одинок, неуверен, бессистемно образован и нарциссичен, чем его предки, и к тому же лишён того, что называется «традиционной религиозностью». Вопрос: стоит ли удивляться тому, что этот одинокий цветок в центре Вселенной бессознательно хочет, чтобы его жизнью управляли неравнодушные к нему высшие силы?

Есть любопытное доказательство в пользу такого рассуждения. Свежее исследование (на небольшой, в несколько сотен человек, выборке, но тем не менее) показывает, что из всех психологических показателей, коррелирующих с растущим доверием к астрологии — главный, с большим отрывом, это уровень нарциссизма.

«Звёзды говорят, что я хорош, и ведут меня по жизни». «Обо мне написано на небе».

Или даже: «Вселенная это я».

К этому, кстати, стоит добавить, что, согласно более раннему исследованию, в тех же США передовые демократы более склонны считать астрологию научной, чем ретроградные республиканцы — и это наблюдение косвенно подтверждается количеством гороскопов, публикуемых в самых передовых СМИ передового мира на видном месте. То есть перед нами определённо не то, что можно было бы списать на «незнакомство с научпопом и нелюбовь к «Теории большого взрыва»». Это явно психологическая потребность.

Таким образом, своеобразной «мантрой взросления» для современника может быть примерно следующая:

– Звёздам плевать на меня. Земные заговоры против меня некомпетентны и не справятся без моего участия. Ответственность за всё, что я делаю, не на кого свалить.


Comments are closed here.